ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[3]А-151/20 от 26.03.2020 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

гр.д. № 2(3)а-151/2020

56RS0007-03-2017-000205-54

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Северное 26 марта 2020 г.

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Панчихиной Т.К., при секретаре Кирдиной Р.А., с участием прокурора прокуратуры Северного района Оренбургской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Северного района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к отделу культуры администрации Северного района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

прокурор Северного района Оренбургской области обратился в суд с иском к отделу культуры администрации Северного района Оренбургской области, указывая на то, что в результате прокурорской проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности отдела культуры администрации Северного района Оренбургской области, установлено, что в нарушение требований ст.ст. 9, 38, 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отделе культуры администрации Северного района Оренбургской области контрактный управляющий, отвечающий квалификационным требованиям, не назначен.

На основании изложенного прокурор просит суд: признать незаконным бездействие отдела культуры администрации Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по назначению контрактного управляющего, имеющего высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок; обязать отдел культуры администрации Северного района Оренбургской области устранить нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем назначения контрактного управляющего, имеющего высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащем образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление не возражал против удовлетворения иска. Представитель заинтересованного лица также в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащем образом. На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 54 указанного Федерального закона, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Положениями ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закреплен принцип профессионализма заказчика, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

В силу положений ч. 6 ст. 38 указанного Федерального закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Из материалов дела (ответ от заведующего отделом культуры администрации Северного района от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что контрактным управляющим по обеспечению деятельности контрактной системы в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг муниципальных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных отделу культуры администрации Северного района, назначен юрисконсульт МКУ «КЦ по обслуживанию муниципальных и бюджетных казенных учреждений» имеющий диплом бакалавра по специальности юриспруденция, на 2020 год планируется обучение контрактного управляющего с выдачей диплома по программе профессиональной переподготовки «Управление государственными и муниципальными закупками».

В соответствии с ч. 1 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. N 625н и N 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.

Из указанных профессиональных стандартов следует, что специалист любой категории в сфере закупок должен иметь дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что нарушение принципа профессионализма заказчика может привести к неэффективному использованию средств местного бюджета, нарушению бюджетного законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

решил:

административный иск прокурора Северного района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Отделу культуры администрации Северного района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отдела культуры администрации Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по назначению контрактного управляющего, имеющего высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Обязать Отдел культуры администрации Северного района Оренбургской области устранить нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем назначения контрактного управляющего, имеющего высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок в срок до 30 июня 2020 г.

Обязать Отдел культуры администрации Северного района Оренбургской области сообщить об исполнении решения суда в Бугурусланский районный суд Оренбургской области и прокурору Северного района Оренбургской области в течение месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27 марта 2020 г., что является датой принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ).

Судья: Т.К. Панчихина